Перечитывал «Капитанскую дочку» Пушкина и вот о чем подумал. «Береги платье снову, а честь смолоду» – это про некий правильный способ взаимодействия с реальностью. Каждый раз, вставая перед выбором, Петруша старается действовать по чести – даже когда ему грозит смерть. При этом то, что он как минимум дважды избегает смерти – довольно сказочный элемент истории. Особенно второй, где Маша Миронова натыкается на бога из машины – императрицу – и добивается помилования. В чуть более реалистичной истории Машу бы никто не послушал, а Гринева бы повесили вместе с Пугачевым. Но это в данном случае не так важно. Хорошая книга – концентрат жизни, а нее ее точное описание. Сказочный элемент чудесного спасения с большей назидательной силой демонстрирует мысль: чем лучше ты слушаешь внутренний голос, говорящий тебе, что делать и, главное, чего не делать, тем больше у тебя шансов на успех. Например, если взять за правило не врать (хотя бы себе), особенно в действиях, то в моменте это может быть тяжело. Ложь помогает не упустить выгоду или избежать неприятного. Но долгосрочно говорить правду выгоднее. Это не гарантия, абсолютно. Иногда ты все делаешь правильно, говоришь и поступаешь правдиво, а жизнь все равно в какой-то момент бьет тебя перчаткой по лицу. Например, у тебя развивается неизлечимая болезнь – и ты умираешь. И что с этим делать на личном уровне – абсолютно непонятно. Но как будто чаще неудачи – прямое следствие того, что мы не послушали внутренний голос раньше, отмахнулись от него. У меня вот нередко бывают моменты «я же знал, что не нужно было этого делать, почему я себя не послушал?». В одной лекции Джордан Питерсон рассказывал, что Сократ отличался от всех людей тем, что он реально слушал этот внутренний голос. Голос не всегда говорил ему, что делать, но почти всегда – чего делать точно не стоит. Когда Сократа собирались судить, ему об этом объявили заранее. Не помню точно, насколько заранее, чуть ли не за год. На сущностном языке это означало вот что: «мы тебе заранее объявляем, что будем судить тебя, и это может закончиться смертной казнью, но у тебя есть еще годик, чтобы просто спокойно взять и уехать, давай-давай, пожалуйста». Сократ подумал, «хммм, может быть мне уехать?». Внутренний голос ответил: «нееее, не нужно». «Тогда может быть мне подготовиться к суду, чтобы выступить в свое защиту?». «Ммм, тоже не лучшая идея». В итоге философ пошел на суд, никак не выстраивал свою защиту, а просто принял приговор. Почему? А кто его знает? Может, он понимал, что ему уже за 70, и он может прожить еще сколько-то, но велика вероятность что в силу возраста оставшееся время не пройдет для него приятно. И не факт, что он сможет умереть достойно и быстро, как на казни, а не корчась от боли и ходя под себя, неспособный даже встать с постели. Есть ощущение, что «Капитанская дочка» – как раз художественное исследование этого правильного способа взаимодействия с реальностью. Конечно, человечек в голове, говорящий «неа, не стоит так делать» не всеведущ, ему тоже надо учиться. Но может оказаться, что научиться его слушать – едва ли не главная задача в жизни.